Наш сайт использует файлы cookie, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям сайта.
OK
Алексеев Ростислав Евгеньевич


«Можешь что-то изменить — измени!».
Р.Е. Алексеев



Юность
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в интеллигентной семье агронома и учительницы. «…Детей Алексеевы воспитывали по тогдашним временам очень необычно: ничего не запрещали и помогали во всём разобраться самим. Однажды Ростислав и его брат Анатолий построили лодку-плоскодонку. Когда мальчишки спустили плавательное средство на воду, она перевернулась… Евгений Кузьмич не стал задавать сыновьям трёпку, а отвел ребят к знакомому рыбаку. И уже вместе с опытным человеком они сделали правильную посудину».



Ростислав Евгеньевич Алексеев в молодости


Конструктор «Пирата»
Когда Алексееву было 16 лет, он сконструировал свою первую яхту, чтобы тренироваться на ней. А его вторая 5,5-метровая яхта привела его к его первым спортивным достижениям. Яхта-швертбот «Пират» с 11-метровой мачтой, построенная по личным чертежам Алексеева на чердаке дома по улице Большая Печерская, 14 в 1935 году, обгоняла многие судна, ходившие в то время в Горьком. Парусное снаряжение «Пирата» было выкрашено в черный цвет.


Рисунок Р.Е Алексеева с изображением «Пирата» 1936 г.
Фото: Любовь Романенко


Корабль — на крылья!

В 1935‑м Ростислав был зачислен в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет, а параллельно с этим будущий конструктор начал обучение в художественном училище. Свою дипломную работу — «Глиссер на подводных крыльях», Алексеев защитил 1 октября 1941 года, когда в страну уже пришла война. Дипломная работа Ростислава была засекречена, и позже ему придется буквально выкрасть оригиналы собственных расчетов для проектирования катера на подводных крыльях А-4. Знакомая студентка вынесет диплом, чтобы Алексеев ловко перефотографировал его. Но об этом позже...

Окончив институт, Алексеев направился работать на завод «Красное Сормово». Он поступил туда на должность контрольного мастера выпуска танков Т-34.

В 1942 году завод обеспечивает Ростислава помещениями и специалистами, чтобы он мог работать над созданием боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях. А уже в начале 1943 года Алексеев возглавляет «Гидролабораторию» на заводе, и команда приступает к созданию первого двухместного катера на подводных крыльях (КПК) А-4.







«РАКЕТА-234» на реке Волге у затона Памяти Парижской Коммуны, 2004 г.
Начинается плодотворная работа:

в 1948 проходят испытания нового КПК А-5, который развивает скорость 110 км.в час.

В 1954‑м Алексеев приступает к созданию первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета». И спустя три года, летом 1957 года, первая «Ракета» была спущена на воду. Эта новость облетела весь мир и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Первое пассажирское судно на подводных крыльях по скорости превосходило все гражданские теплоходы, которые ходили в то время.

Метеор-197 на Неве, 2000-е.
Фото: Алексей Федоров
В период с 1957 по 1961 на воду были спущены «Метеор», «Комета», катер «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Беларусь», «Вихрь», а также первые экранопланы.

До 1976 года проходили испытания экранопланы КМ для ВМФ, Т-1 для воздушно-десантных войск, малый десантный экранолет «Орленок», экраноплан «Лунь». Западная пресса внимательно следила за деятельностью нижегородского конструктора, и зарубежные газеты прозвали экраноплан, разработанный Алексеевым, «Каспийский монстр» (в то время испытания проходили в Каспийском море).
Морской экраноплан Лунь, разработанный в акционерном обществе ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева.
Фото: Алексей Жигайлов
Алексеев лично проводил испытания своих судов, каждый запуск был для него важным событием. Судна на подводных крыльях используются в России по сей день.
Увлечения


Ростислав Евгеньевич был увлеченным человеком, в его жизни всегда было место хобби, и в особенности разным видам спорта. Парусный спорт, катание на водных и горных лыжах, запуск дельта-змей, виндсерфинг, подводное плавание, полёты на буксируемых парашютах… — вот далеко не полный список того, чем увлекался Алексеев в свободное от работы время.

Регата была особой страстью Ростислава Евгеньевича, он сам проектировал, а затем собирал яхты, на которых гордо выходил на соревнования. Алексеев и его команда — многократные победители парусных регат, которые проходили в Горьком и за его пределами.

Интересно, как переплетается судьба героев нашего города — в 1938 году Алексеев становится победителем II-ой Поволжской парусной регаты на Оке, а диплом и призовой фотоаппарат ФЭД Алексееву вручал главный судья соревнований — лётчик Валерий Чкалов.

Когда Алексеев управлял яхтой, то всегда погружался в размышления о том, как можно усовершенствовать судно, сделать его маневреннее и быстрее. За это товарищи по яхтенному спорту подшучивали над ним и говорили, что он «ходит на яхте головой».

А еще Ростислав Евгеньевич обожал горные лыжи.

Именно по его инициативе в начале 70-х была открыта горнолыжная база «Импульс», которая сейчас превратилась в популярную спортивную деревню Новинки, где и в наши дни нижегородцы катаются на лыжах.





Горнолыжная база Импульс 70-е
Ростислав Алексеев на яхте Родина собственной конструкции,


На работу на «Харлее»


Машина была редкостью в те времена, не каждая семья могла себе ее позволить. Получив Сталинскую премию за разработку и создание судов на подводных крыльях, Алексеев купил свою первую «Победу». Эта машина была единственным средством передвижения, к созданию которого конструктор не приложил свою талантливую руку. «Как только папина машина появлялась во дворе на ул.Ульянова, сбегалась детвора со всего квартала, и он ребят катал по очереди. Частенько всем двором, в два ряда усевшись в «Победу», мы выезжали на отдых в Зелёный Город» — вспоминает Татьяна Ростиславовна, дочь Алексеева.

А пока в семье Алексеевых не появилась «Победа», Ростислав Евгеньевич ездил в ЦКБ по СПК то на самодельном велосипеде с двигателем, который однажды взорвался, то на «Харлее». Был и «Фольксваген», который Алексеев в шутку называл «КДФ» — картон, дерево, фанера — то, из чего был собран автомобиль самим Ростиславом Евгеньевичем.







Адмирал и Доктор

В молодости друзья по яхтенному спорту называли Алексеева Адмирал, а в рабочем коллективе во время создания судов на подводных крыльях его прозвали Главный, а за создание экранопланов — Доктор.









Память
Сегодня в городе есть много того, что напоминает о деятельности выдающегося конструктора.

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева (ЦКБ по СПК).

Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева.

Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183 им. Р. Алексеева.

В центре Сормовского района Нижнего Новгорода именем Алексеева названа площадь, в начале Юбилейного бульвара установлен памятник Алексееву, на улице Коминтерна установлена памятная звезда.

Мемориальная доска на доме 45а по улице Ульянова, где жила семья Алексеевых.

В Чкаловске открыт «Музей скоростей», посвященный деятельности Р.Е. Алексеева.

Экраноплан «Волга-2», последняя разработка конструкторского бюро под руководством Р. Алексеева, стал памятником около стен Политеха.

В Нижнем Новгороде ежегодно проводится парусная регата на кубок Ростислава Алексеева.




Р.Е. Алексеев за работой, 1960